petr_kargin (petr_kargin) wrote,
petr_kargin
petr_kargin

Война, которая никогда не кончалась. Часть 2.



Итак, мы имеем дело с врагом, играющим «в долгую», организованным, идейно накаленным и жаждущим реванша не только за 1945 год, но и за многие другие «обиды», нанесенные Россией совокупному Западу. Как сказано в песне «42-й», «нам не могут простить ни Париж, ни Берлин, и Гагарина нам не прощают».

Таким образом, от нас требуется перенастройка – прежде всего сознания – на военный лад и максимальная мобилизованность. Однако этому препятствует ряд психологических факторов, включая мем «лишь бы не было войны!»

Как этот мем появился, понятно – по окончании Великой Отечественной войны людям, пережившим все ее ужасы, вполне естественно не хотелось их повторения. Однако одно дело – не хотеть повторения, а другое – делать все, чтобы эти ужасы не смогли повториться. Но для этого требуется ясное осознание того, что война на деле вовсе не окончена, что она просто изменила форму, что враг повержен, но не уничтожен, и он не только мечтает о реванше, но и всеми силами готовится к нему.

Но это не самые приятные мысли, и большинство предпочитало им не предаваться. И чем дальше, тем больше людям, особенно новым поколениям, хотелось «просто пожить для себя», и желательно не просто пожить, а пожить «хорошо», что означало некий набор потребительских благ, который имел тенденцию к постоянному увеличению.

Огромный вред в этом плане был нанесен во времена Хрущева, когда суть коммунизма, как общества, нацеленного на всемерное развитие творческого начала в каждом человеке, была подменена формулой «от каждого по способностям, каждому по потребностям», в которой, к тому же, потребности были спутаны с запросами.

Потребности каждого человека невелики – еда, одежда и кров над головой. Но при Хрущеве речь явным образом пошла о запросах, которые имеют тенденцию расти, как у старухи из пушкинской сказки о Золотой рыбке. Целью было объявлено «удовлетворение все возрастающих потребностей советских граждан», а не устремленность человека к творческому восхождению. Да и вообще чем дальше, тем меньше говорилось о Высших Смыслах человеческого существования, без которых жизнь сводится к жвачке потребительства. В итоге у многих сформировалась такая точка зрения: предыдущие поколения так много трудились и воевали, что уж мы-то имеем право отдохнуть!

Точка зрения, прямо скажем, дикая. Трудились и воевали одни, а отдыхать по этому случаю почем-то должны последующие поколения. А от чего они должны отдыхать? От трудов предков? Но это предки заслужили право на отдых, а долг потомков – продолжать их труды.

На эту «идеологию» и сделали ставку перестройщики Горбачева, и не просчитались, к сожалению. Говоря о деидеологизации, они имели в виду именно окончательное устранение из жизни людей Высших Смыслов и торжество «идеологии» жвачных.

Далее – при реализации реформ по Гайдару в обществе началось то, что Эмиль Дюркгейм, французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, назвал аномией. Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, в котором разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, поддерживающих традиционный общественный порядок, отныне вызывает их несоответствие новым сформулированным и принятым государством идеалам. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения - с другой.

Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.

По определению российских исследователей, аномия — «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам». (4)

Попросту говоря, целью провозгласили материальный успех и потребление, как на Западе, но, разрушив экономику, лишили большинство людей возможности добиться этих целей законным путем.

Результатом стала атомизация общества и утрата им четких нравственных ориентиров, вплоть до утраты различения Добра и Зла. В России и без Дюркгейма существовало такое понятие, как нравственное помешательство – состояние, в котором человек перестает руководствоваться в своей жизни понятиями Добра и Зла, хотя и сохраняет способность к формальному их различению.

Позиция в духе «А что тут такого?», имевшая место и в позднее-советский период, ныне приобрела невиданный размах. Просто раньше кто-то спокойно гнал брак на своем рабочем месте, а сегодня одни спокойно жрут в три горла, когда неподалеку от них другие не знают, чем накормить детей. А для кого-то стало допустимым ограбить ветерана войны, чтобы забрать остатки его пенсии и ордена, которые можно будет продать и напиться. И многие офицеры не видят ничего особенного в том, что наша армия в 1991 и 1993 изменила присяге, без единого выстрела отдав страну на поток и разорение.

А разве мало нашлось тех, для кого героем остался предатель Гиркин, без приказа оставивший оборонявшиеся его солдатами рубежи, и сдавший врагу половину территории ДНР, которую контролировало ополчение? Да еще он бросил в Славянске списки ополченцев, что поставило под удар не успевших уйти с бойцами членов их семей, а также оставил врагу немалые запасы средств ведения войны. И какова реакция его почитателей на всю эту подлость, за которую в любой армии полагается расстрел? Какова их нравственная оценка преступного поведения Гиркина? Да никакова. Вполне в духе «А что тут такого?»: «А вы что, хотели, чтобы он там умер?!»

Потрясающая формулировка применительно к солдату и офицеру. Представим себе царя Леонида, который, вместо того, чтобы до последней капли крови защищать Фермопилы, вернулся с воинами в Спарту (а следом за ним к стенам города явилась и персидская армия!) и заявил: «А вы что, хотели, чтобы мы там умерли?!»

В отношении людей к войне есть и еще один аспект. Много лет кругом говорили о том, что мы чтим память солдат, павших на полях сражений Великой Отечественной. Но при этом мало кто напоминал о том, что чтить память павших – это не только возлагать цветы к их могилам в день 9 мая. Это – прежде всего! – не предавать все то, за что они сражались и погибали.

А за что погибали в 1941-1945-м? Чтобы страна осталась единой и могучей, чтобы все народы ее были братьями, и чтобы человек человеку был друг, товарищ и брат, и не было бы никогда на нашей земле ни рабов, ни господ.

Но именно это и было предано в 1991, и во многом остается преданным и по сей день. И люди, заявляющие, что чтят память павших, спокойно называют друг друга «господа», не понимая, что тем самым они плюют на могилы наших павших солдат.

Война в Донбассе сделала явным, кто действительно чтит память павших. Чтят те, кто покинул свои дома и взялся за оружие. «Чтобы дед мой с небес видел, что я тоже, как и он, сражаюсь с фашистами!» Но не те, кто просто бежит от войны, лишь стеная «Да кому это нужно?! Да когда оно кончится?!»

Когда? Наш враг таков, что закончится все лишь тогда, когда он будет не просто разбит, как в 1945, а окончательно уничтожен. Никогда нельзя забывать предупреждение Бертольда Брехта:

А вы – учитесь не смотреть, а видеть,

Учитесь не болтать, а ненавидеть.

Хоть человечество и было радо,

Отправив этих выродков налево,

Еще плодоносить способно чрево,

Которое вынашивало гада.

К сожалению, большинство все еще не хочет это понять. Ведь если взглянуть в глаза правде, остается либо готовится к бою, став солдатом, либо изнывать от ужаса. А ни того, на другого не хочется. Хочется уповать – что кто-то все наладит. И спрашивают уповающие в тоске: «Когда же эта война закончится?!»

Когда – лучше всех, наверное, ответил священник бригады «Восток» армии Новороссии, отец Борис: «Когда каждый поймет, что это зависит от него самого». Поймет и станет гражданином, воином.

История складывается из наших биографий. Какие мы - такая история. Другого материала у нее нет!..
(Михаил Анчаров. Самшитовый лес.)

Часть 1 - http://petr-kargin.livejournal.com/722589.html

Источники:

1. Точка сборки. Доклад С. Кургиняна на клубе «Содержательное единство» 28.04.2005.

http://www.kurginyan.ru/clubs.shtml?cat=41&id=222

2. Бандеровщина как неонацистский геополитический плацдарм. Окончание / Владимир Павленко

http://www.iarex.ru/articles/45137.html

3. Всемирная антикоммунистическая лига

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B0

4. Аномия

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F

5. Актуальный архив. Таджикский узел. Стр. 577

http://www.kurginyan.ru/books/actual_archive.pdf



  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments